4 НОЯБРЯ - ДЕНЬ НАРОДНОГО ЕДИНСТВА (АРХИВНЫЕ НАХОДКИ)

День народного единства как праздник учреждён в 2004 году, однако его история начинается намного раньше — несколько веков назад.

Известно, что 4 ноября (22 октября по старому стилю) — праздник, увековечивающий освобождение Москвы от польских интервентов в  1612 году. В этот день воины войска Дмитрия Пожарского и Кузьмы  Минина освободили Китай-город и вошли в него победителями с  Казанской иконой Божией Матери. Русская православная церковь 4 ноября чтит память Казанской иконы Божией Матери «за избавление Москвы и России от нашествия поляков 1612 года». 

С изгнанием поляков из Кремля завершился  период Смутного времени в России, был избран новый царь – Михаил Федорович Романов. Эта победа не была окончательной, так как русско-польская война длилась ещё более пяти лет и завершилась Деулинским перемирием 1 декабря 1618 г., а окончательно король Владислав IV отказался от претензий на Москву в 1634 году, по заключению Поляновского мира.

4 ноября больше символизирует не победу, а сплочение народа, которое и сделало возможным разгром захватчиков. 

В архиве хранится интересный документ об участии Фёдора Ивановича Лодыгина, прапрадеда электротехника, изобретателя электрической лампы накаливания Александра Николаевича Лодыгина, в заключительном эпизоде русско-польской войны 1609 – 1618 гг., когда поляки пытались установить контроль над Русским царством и посадить на его престол королевича Владислава. В ходе похода Владислава и гетмана Сагайдачного поляки, литовцы и казаки второй раз за войну подошли к Москве, однако взять её штурмом не смогли (т.н. Московский поход Владислава IV в сентябре 1617г. – декабре 1618 г.)

В 1792 году, в доказательство древности своего рода для причисления к тамбовскому дворянству, прапорщик Николай Иванович Лодыгин (прадед А.Н. Лодыгина) представил в Тамбовское губернское дворянское собрание копию жалованной грамоты на дворянство (документ приводится в сокращении, в современной транскрипции):

Божией милостью мы, великий государь, царь и великий князь Михаил Фёдорович, всея Руссии самодержец, пожаловали [....] Фёдора Ивановича Лодыгина за его к нам и ко всему Московскому государству прямую службу. Как [....] пришёл под наше государство под царствующий град Москву литовского короля Жигимонтов сын Родислав (так в документе) и в нынешнем во 126 (1618 – прим.) году стоял под Москвою со многими польскими и литовскими и немецкими людьми и с черкасы (казаками – прим.) , и Московского государства всякими умыслами и прилежностью прельщал, и жестокими приступами заступал, и хотел Московское государство взять и разорить до основания, и церкви Божии осквернить, и святую нашу истинную непорочную православную христианскую веру попрать, и учинить свою проклятую еретическую лютеранскую веру. И он, Фёдор, помня Бога и Пресвятую Богородицу и православную христианскую веру и наше крестное целование [....], на Москве в осаде сидел за православную христианскую веру и за святые божии церкви и за нас, великого государя, против королевича
Владислава и польских и литовских и немецких людей и черкасов, стоял крепко и мужественно, и на боях и приступах бился, не щадя головы своей, и никаких королевичевых прелестей не прельстился и многую свою службу и правду к нам и к Московскому ко всему государству показал. И, будучи в осаде, во всём оскудение и нужде терпел. И королевич Владислав и гетман Ходкевич и польские и литовские и немецкие люди, [....], видя над собою промыслы и крепко стоятельство, учинил с боярами нашими и со всею землёю Московского государства нашего перемирье. И государства нашего из земли королевич [....] вышел в Литву и в Польшу, и города, которые было поимал, нам, великому государю, отдал. И то сделано Божию милостию и Пресвятой Богородицы помощью и заступлением московских чудотворцев, и отца нашего преосвященного митрополита Филарета Никитича Ростовского и Ярославского, и матери нашей великой старицы Марфы Ивановны молитвами, и нашим царским счастием, и бояр наших и воевод, и всяких чинов людей прямою службою и радением и твёрдостью. И за те службы мы, великий государь, царь и великий князь Михаил Фёдорович всея Руссии самодержец, пожалуем его, Фёдора, окладом
(далее перечисляются денежные суммы, поместье в Нижегородском уезде, земельные и пашенные угодья – прим.) и велим дать нашу царскую жалованную грамоту за нашею государственной красною печатью. И по нашему царскому жалованью в той вотчине он, Фёдор, и его дети и внучата и правнучата вольны (далее перечисляются права, прим.). Писана нашего государства в царствующем граде Москве лета 7126 мая в 19 день. (19 мая 1618 г. – прим).

Работая сегодня с архивными документами, мы не перестаём преклоняться перед мужеством и искренним патриотизмом наших предков. Род Лодыгиных вписан в Тамбовскую дворянскую родословную книгу – все его представители честно и самоотверженно служили Родине. Пример жизни великих земляков, интерес к своим корням, истории своей семьи формирует в каждом человеке гражданина и патриота великой страны. Сохранить документальную историю для нынешних и будущих поколений, «оживить» архивные документы прошлых веков – основные задачи патриотического воспитания, которые призваны решать архивисты, краеведы, историки.

Заместитель директора 
Коршунова Маргарита Владимировна