«… В ДЫМЕ ВЕЛИКОЙ ВОЙНЫ ПИСЬМА КАК ВОЗДУХ НУЖНЫ»
«Письма, идущие с фронта.
Письма. И кто знает, что там?
В каждом письме свой секрет,
Спрятанный в пыльный конверт»…
«… Строчки размыты слезой.
Письма стремятся домой…»
В. Ватагин
Все дальше от нас годы, опаленные войной. Все меньше остается участников и очевидцев военного лихолетья. И только пожелтевшие листочки с неровными строчками, выцветшими чернилами, поблекшей штемпельной краской и отметками военной цензуры по сей день хранят короткие скупые рассказы о суровых окопных буднях и пафосные описания боевых подвигов, тоску по домашнему теплу и мирной жизни, горечь разлуки и заботу о родных и, конечно же, непоколебимую веру в победу. Эти письма адресаты ожидали с трепетом, замиранием сердца и надеждой.
С огромным нетерпением и на фронте ждали весточки из дома с многочисленными приветами от домочадцев, бесхитростными жизнеописаниями, трогательными пожеланиями, тревогой за своих воюющих близких и упованием на их скорейшее возвращение.
Трудно переоценить, какую моральную поддержку оказывали письма военных лет, ведь они были единственной ниточкой, связывающей тех, кто ушел воевать и тех, кто остался их ждать. А за каждой строчкой этих писем – человеческие судьбы...
Почти в каждой семье хранят фронтовые письма как бесценные реликвии, передавая из поколения в поколение. По прошествии времени этим письма стали архивными документами, по которым можно читать страницы истории нашей страны. Хранятся такие письма и в фондах Государственного архива Тамбовской области (например, Ф. № Р-1234 Коллекция документов участников Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. и др.).
Совсем недавно держатель личного фонда Домогатская Анна Евгеньевна, наряду с прочими документами, передала в архив и два письма*, вернее, почтовых карточки: одно написано с фронта ее дедом, Музалевским Петром Константиновичем, другое – адресовано на фронт отцу ее мамой, Музалевской Розой.
гор. Тамбов**
Интернациональная, 3
Музалевской Розе Петровне
Полевая почта 06407
Музалевскому П.К.
Милая и любимая дочка Розочка!
Крепко тебя обнимаю и целую. Я жив, здоров, часто думаю о тебе, очень скучаю, так долго не получаю твоих писем. Мне сейчас ничего не известно, как Вы там живете с мамой. Тебе я много пишу и знаю, что мои письма до Вас доходят. Волнуюсь и страшно переживаю за Вас. Дорогая дочка Розочка, скорей мне пиши о всем подробно
Твой папа.
30.03.43
«…Письма, идущие к фронту.
Письма с молитвой о ком-то.
С подписью детской рукой:
«Папа, вернись к нам живой!»…
В. Ватагин
Действующая Красная Армия**
Полевая почтовая станция № 1567
в/ч 1293
Музалевскому Петру Константиновичу
1942 г. 30-го апреля.
Здравствуй дорогой папуся!
Поздравляем тебя с праздником днем 1го мая. Желаем тебе в этот день быть веселым и бить врага так чтоб он помнил этот праздник.
Досвидание цилуем крепко крепко
Роза М. и мама Р.
Как видим, всего по нескольку строчек самого незатейливого текста, но сколько любви, нежности, щемящей грусти и сердечной боли за дочку и жену в письме П.К. Музалевского, сколько искренней детской веры в пожеланиях девочки своему воюющему отцу. А на фронтовом отправлении непременная примета того времени – отметка «Проверено цензурой».
Несколько слов еще и о самих почтовых карточках. Как известно, в годы войны письма отправляли традиционно запечатанными в конверты, но чаще всего, за неимением оных, в легендарных «треугольниках» и «секретках». Писали и на популярных тогда почтовых карточках и открытках, которые печатались на грубой плотной бумаге, чаще всего были красочно иллюстрированы и выпускались большими тиражами в крупных центральных издательствах. На лицевой стороне размещалось какое-либо изображение патриотического характера, на оборотной – место для короткого текста и адресов доставки и отправления.
Так, обе карточки из семейного архива Домогатских-Музалевских были оформлены известными советскими графиками, плакатистами Студии военных художников имени художника-баталиста М.Б. Грекова – Леонидом Головановым и Виктором Климашиным, а напечатаны в издательстве «Искусство».*** Дизайн карточек трогательно наивен. На одной изображены бравый веселый танкист и румяная застенчивая девушка в платочке, а чуть ниже – незатейливо-простодушное четверостишие: «Эх, подружка моя, Что ты оробела? Танкиста любить – Хорошее дело!». На этой карточке написано письмо замполита Музалевского. Роза Музалевская выбрала не менее сентиментальную карточку, на которой двое ребятишек у наряженной новогодней елки пишут письмо отцу, с надписями, выведенными старательным детским почерком: «Отцу на фронт. Папа, бей фашистов!».
Художественному оформлению корреспонденции в годы Великой Отечественной придавалось важное значение, поскольку это помогало поддерживать боевой дух и вселяло уверенность в Победу.
Два коротких письма, сохранившиеся в семье Домогатских-Музалевских, лишь крохотный ручеек в море эпистолярного наследия военных лет. В наши дни, когда электронная почта стала необъемлемым атрибутом современного Интернет-пространства, а традиционные письма уходят в прошлое, именно переписка и, прежде всего, фронтовая, представляет собой бесценный нравственный кладезь, позволяющий прикоснуться к одной из самых трагических страниц в истории нашей страны.
* Тексты писем публикуются с согласия А.Е. Домогатской. В настоящее время завершается архивная обработка данных документов, после чего они будут включены в состав фонда № Р-5443 ТОГБУ «ГАТО».
** Авторские орфография и пунктуация сохранены.
*** http://www.grekovstudio.ru
Материал подготовила
Карикова Екатерина Васильевна,
зав. отделом комплектования,
ведомственных архивов и делопроизводства,
научно-технической обработки документов
26.05.2020