«ДЛЯ ШКОЛЫ ВПОЛНЕ БЛАГОНАДЁЖЕН…»

К Дню учителя

Накануне Дня учителя мы вспоминаем историю народного образования в Тамбовской губернии. О том, каким нелегким был труд учителей во все времена, можно узнать из документов архивных фондов различных учебных заведений Тамбовской губернии.

Любопытно, что на протяжении столетий для учащихся всегда было свойственно шалить, подшучивать над учителем и одноклассниками, а иногда нарушать строгие правила учебного заведения, где они обучались. Конечно, такие факты плохого поведения были отмечены в характеристиках учеников, журналах поведения и различных отчётах проверяющих.

В архивном фонде Тамбовской мужской гимназии сохранились характеристики поступивших в 1908 г. и 1909 г. в Тамбовскую мужскую гимназию двух братьев – Владимира и Николая Митропольских.

Для мальчиков было свойственно дурно вести себя в классе, бросаться тряпкой и передвигать с места на место ученический стол во время перемены, совместно с другими ребятами раскачивать учеников младших классов, колоть товарищей в уши конским волосом, играть пёрышком, беспокойно вести себя во время классного чтения и мешать другим слушать, подделывать в дневнике подпись отца под записью классного наставника и, зная привычку преподавателя становиться во время урока к печке, мазать с товарищами печь мелом. Однако в добавление ко всему в характеристиках написано: «Чрезвычайно живой и шаловливый!», а также: «Способности достаточные. Кажется, не злой».

В архивном фонде Тамбовской духовной семинарии в инспекторской книге для записи проступков воспитанников семинарии за 1911-1914 гг. есть интересные записи: «При посещении воспитанника Викторова А., его комната оказалась наполнена табачным дымом, на столе стояли остатки закуски, в комнате присутствовал уволенный воспитанник семинарии Преображенский П. Студент Викторов объяснял, что Преображенский только приехал и остановился у него как родственник, закусывал с дороги и накурил. В этой же комнате находился воспитанник семинарии Сеславинский Н. с папиросой в руках. Этот факт Сеславинский объяснил тем, что зашел за книгой, взял папиросу у Преображенского и закурил вследствие зубной боли». Студентам был сделан строгий выговор за неряшливое содержание квартиры и за курение.

Нарушениями дисциплины считалось также гуляние по улицам в неурочное время, ношение пенсне, денежная игра, опоздание из дома после каникул.

Не стоит полагать, что такое поведение оставалось безнаказанным, не все учащиеся заканчивали свое обучение успешно. Воспитанников отчисляли, затем вновь восстанавливали. Тем не менее, большинство учащихся учились успешно и отличались прилежным поведением.

И в заключение хочется сказать, что каждый учитель, любящий свою профессию, ставший педагогом по призванию, пусть даже впервые оказавшись в классе, умеет понимать и прощать все детские шалости.

 

 

Рубан Наталья Борисовна,

главный архивист отдела

использования и публикации документов

04.10.2021