НАМ РАЗУМ ДАЛ СТАЛЬНЫЕ РУКИ - КРЫЛЬЯ (ТАМБОВСКИЙ АЭРОКЛУБ)
90 лет Тамбовскому аэроклубу
В Государственном архиве Тамбовской области хранится небольшой – всего 157 дел – архивный фонд Тамбовского областного аэроклуба. Основную часть фонда составляют приказы, документы по личному составу, личные дела сотрудников и курсантов. Документы сохранились только за 1939-1952 годы, поэтому сейчас невозможно восстановить полностью его начальную историю, но можно получить представление об основных этапах существования клуба.
1930-е годы – время бурного развития авиации и необыкновенного роста интереса и увлечения молодёжи самолётами. И Тамбов не оставался в стороне от всеобщего движения. В 1932 году в Тамбове была открыта военная школа пилотов, готовившая кадры для армии. А чтобы молодые люди могли пройти начальную лётную подготовку перед службой в армии, было решено открыть аэроклуб под эгидой ОСОАВИАХИМа. И в 1934 году в Тамбове был основан аэроклуб. Материальную базу его составляли самолёты У-2 (впоследствии ПО-2) и УТ-2. С началом Великой Отечественной войны личный состав аэроклуба ушёл на фронт. Многие воспитанники за мужество и героизм в боях получили боевые награды. Десять человек стали Героями Советского Союза: В.Н. Афанасьев, Ф.П. Бухнин, В.К. Гречишкин, М.Ф. Конин, А.А. Лапс, В.А. Михайлов, Н.Я. Моторин, В.С. Рыжков, Е.И. Селянин, А.П. Фролов. О каждом из них немало написано, судьба каждого – это целая эпоха. Но все они начинали в Тамбовском аэроклубе!
После войны аэроклуб возобновил работу, а в 1963 году был преобразован в Авиационно-спортивный клуб ДОСААФ, в 1991 году получил название Тамбовский авиационно-спортивный клуб.
Занимались в клубе лётчики и планеристы, осваивали пилотаж на спортивных самолётах типа ЯК-12, ЯК-52, ЯК-55, вертолётах МИ-2, планерах «Бланик». Клуб подготовил более 100 мастеров спорта и кандидатов в мастера спорта, установил несколько всесоюзных и мировых рекордов.
Аэроклуб с 1932 года размещался в старинном здании на берегу Студенца, в котором до революции располагался работный дом, устроенный при поддержке святого Иоанна Кронштадского. Долгое время рядом с этим зданием стоял на постаменте легкомоторный самолёт ЯК-50. В настоящее время, к сожалению, здание больше не принадлежит авиационно-спортивному клубу.
С клубом связаны имена многих наших земляков, но особо хочется сказать об Аиде Григорьевне Патенко, ушедшей из жизни в 2017 году. Дочь репрессированного в 1930-е гг., пережившая страшные годы оккупации во время Великой Отечественной войны, многие годы проработавшая инженером на тамбовском заводе «Электроприбор», в свои восемьдесят четыре года она вела активный образ жизни, занимаясь спортивным ориентированием, участвуя в народном вокальном коллективе «Славутич», в литературном объединении «Радуга». А тогда, в 1962 году, она начала заниматься в аэроклубе и поняла, что не представляет жизни без самолётов. Разрывалась между работой и увлечением. Она рассказывала, как после работы, несмотря на усталость, садилась в любую попутную машину и ехала на аэродром (а это довольно далеко от города). Сначала летала на планерах, потом стала пробовать свои силы в высшем пилотаже, освоила шесть типов самолетов и два типа планеров, делала фигуры высшего пилотажа – «Бочку», «Петлю Нестерова», «виражи». Друзья говорили, что летает она не хуже Светланы Савицкой. У Аиды Григорьевны был шанс стать космонавтом – в 1962 году в тамбовский аэроклуб приезжали специалисты из Центра подготовки космонавтов. Патенко подходила по всем параметрам – небольшого роста, крепкая, с сильным характером, к тому же с техническим образованием, и её хотели забрать в Москву. Но, как рассказывала Аида Григорьевна, её побоялись посылать на столь опасное дело. В дальнейшем она не жалела об этом. В 1969 году она участвовала в соревнованиях в Коломне и Киеве вместе с Савицкой, и результаты её были выше, чем у знаменитой лётчицы. Тогда её пригласили выступать за сборную Ленинграда, но в таком случае надо было расстаться с любимой работой, и она отказалась.
И подобных ей увлечённых людей было немало среди тех, кто посвятил своё свободное время авиации. История Тамбовского аэроклуба ещё до конца не изучена. Впереди – дальнейшие исследования.
Татьяна Кротова