ТАМБОВСКАЯ «МАРШРУТКА» XIX В.
Сложно представить в наше время первую «маршрутку» в г. Тамбове. В 1882 г. дворянин Николай Яковлевич Лукьяненко представил в Тамбовскую городскую управу правила движения дилижансов по Тамбову, разрешение на содержание которых он получил от Тамбовской городской думы в октябре 1881 г. Маршрутов «общественного экипажа» было немного: «от угла ул. Комендантской и Варваринской ул. до Казанской площади…; от базара до вокзала железной дороги; от базара до Казанской площади» и др. Немаловажную роль в определении маршрутов играли ярмарки. Пассажирский дилижанс начинал движение в 8.30 утра с южной части города, проезжал современную ул. Советскую до cквера Зои Космодемьянской, дальше - ул. Интернациональную до железнодорожного вокзала или «базара». Движение заканчивалось в 22 часа. Предполагалось поставить уличные фонари в местах движения дилижанса «во избежание столкновения с извозчиками и частными экипажами». Кондуктор выдавал билеты, проезд стоил 5 коп., но можно было купить проездной билет, т.н. «розовую книжку» на 100 поездок со скидкой 50 коп. за 4 руб. 50 коп.
Кондуктор объявлял об остановках, сажая новых пассажиров. В случае, если свободных мест не было, владельцы «розовых книжечек» не могли требовать от кондуктора место в дилижансе. В правилах говорилось – «кондуктор должен обращаться с публикой самым вежливым образом». Однако отметим, что и нетрезвый, грубый пассажир удалялся из пассажирского экипажа за поведение по требованию публики. Оговаривалось, чтобы пассажиры не задерживали кондуктора разменом денег.
«Маршрутка» XIX в. напоминает современный транспорт, остаются все те же претензии пассажиров к кондуктору и, наоборот, проблемы с быстрой оплатой проезда. Мы не нашли изображение дилижанса на улицах Тамбова, поэтому предлагаем посмотреть общий вид дореволюционных улиц, а фото и рисунки дилижанса того времени помогут представить, как выглядел транспорт.
Желаем приятных поездок и хорошего настроения!
Материал подготовили Рубан Н. Б. и Бабошина О. В.