ИЗУЧАЯ ИСТОРИЮ СВОЕЙ СЕМЬИ…
Каждый из нас задумывается о своем прошлом, о семье и своих предках и нередко в поисках сведений обращается к архивным документам, пытаясь найти не только записи о рождении и браке, узнать сословие, а часто - даже посмотреть фотографии. Последнее время стало модным знать историю своей семьи.
В 2017 г. в газете «Тамбовская жизнь» была опубликована статья «Где искать Митродору и Евлампия…». Газета попала в руки жительницы Тамбовской области, забравшей оставшийся номер в местном отделении почты России. Внимательно изучив материал, она нашла сведения о родственнике на фотоснимке документа, размещенном в иллюстрациях к статье. С этого времени, историк по образованию, Татьяна Вячеславовна Рязанова - постоянный посетитель читального зала Государственного архива Тамбовской области.
С чего же начать поиски и что для этого нужно знать. Часто приходится объяснять, что нужны точные имена, фамилии, место жительства и годы рождения (крещения), венчания.
К сожалению, поиск невозможен при отсутствии информации. В Тамбовской губернии, к примеру, в 1911 г. существовало 1176 приходов. Основным источником для составления родословной по-прежнему остаются метрические книги. Велись метрические книги в церквях и фиксировали рождение, брак и смерть каждого прихожанина конкретной церкви определенного села, поэтому важно знать название населенного пункта. Иногда, конечно, прихожане меняли церковь по разным обстоятельствам: отсутствие проезжей дороги в весеннее половодье или дождливую осень, смена места жительства или сословия.
Пытаясь найти своих предков, мы все же часто ломаем голову над тем, где они жили. Просматривая документы, встречаем формулировку в метрической книге соборной Троицкой церкви г. Моршанска за 1881 г. - «временный житель» Моршанского уезда с. Красный Гребень Илья Гусев. Так называемые «случайные» записи в метрических книгах встречаются довольно часто. Спустя полтора столетия сложно понять, почему жители г. Шацка - Иван Андреевич и Параскева Яковлевна Городковы крестили в 1884 г. своего сынишку Александра в Архангельской церкви с. Староюрьево.
Нужно отметить, было много казусов и непонятных для современного исследователя терминов. Священники, допустив ошибку, старались выйти из положения, переложив вину на родителей. Так, в метрической книге Николаевской церкви с. Старое Устье Моршанского уезда за 1895 г. сохранилась запись: «По заявлению матери под № 22 записан младенец с именем мужским, очевидно, по ошибке матери…, которая заявила, что у нее не было сына «Александра», а была дочь, что подтвердили восприемники…». С припиской «запись считать недействительной». Заявление сделала мать в мае 1911 г. при требовании свидетельства о рождении ее дочери во время поступления на фабрику.
Священник называл крестьянских детей одинаковыми именами. Сложно объяснить такую практику. В одной семье можно встретить двух или трех Василиев, Иванов и Евдокий… Зачастую бывали ошибки, которые часто обнаруживались в советское время при смене паспорта или получении других документов. Однако Духовная консистория обязывала церковный причт вносить исправления. В 1883 г. причту Димитриевской церкви с. Хмелевой Слободы Козловского уезда предписано исправить запись под номером № 52 «с должной оговоркой». По сути, сын крестьянина Даниила Ивановича Мосягина был записан с именем Иоанн, вместо Андрей. Неизвестно, при каких обстоятельствах была выявлена ошибка, но исправлена уже в июле 1902 г.
Своей оригинальностью отличались имена незаконнорожденных детей. В метрической книге всегда делалась приписка «рожден незаконно». Младенец, подкинутый в земскую больницу, приют или к жилому дому, нарекался необычным и редким именем – Филициата, Ексикудиана, Голдоба, накладывающим отпечаток на всю последующую жизнь. Незаконнорожденным детям часто присваивали отчество и фамилию крестных отцов. В числе обывателей (жителей) г. Моршанска имеются сведения о причислении в 1883 г. «без приемного приговора бывшей дворовой девицы незаконнорожденного сына Александра, а по крестному отцу Семенова. Во время обучения в Зарайском реальном училище Александр носил фамилию крестного отца Соколова. А вот жил моршанский мещанин в д. Павловка.
Один весьма любопытный случай был описан в уголовном деле Земского начальника 9-го стана Тамбовского уезда. В январе 1916 г. на станцию «Селезни» была подкинута зеленая плетеная корзина с младенцем. При этом оказалось, что «корзина, закрытая висячим замком, стояла на диване в дамской комнате, ключ от корзины был привязан за ручку…Внутри находился лежащий вверх лицом живой младенец». Месячная девочка была завернута в старую синюю полосатую юбку и пять белых холщовых пеленок, свитых свивальником, сверху накрыта газетой. Головка ребенка подвязана беленьким платочком с вышитыми буквами «А.Л.», на шее висели крестики соска. Под младенца было «подостлано» несколько экземпляров газет «Приходской листок» с наклейкой «иеромонаху Серафиму на хутор «Три Лощины» Экстальской волости. Денег и других записок при младенце не оказалось. Корзину с плачущим ребенком обнаружила девица Муравлева Татьяна Тимофеевна, зашедшая с другими девочками в дамскую комнату. Во время проведения расследования урядник Серухин выяснил у иеромонаха Серафима, что газету «Приходской листок» после прочтения он раздает на курение разным лицам. Были случаи, когда приходские листки находились в гостинице при «Трех Лощинах», куда приезжали посетители и тоже могли воспользоваться таковыми. В результате так и не было установлено, кто подкинул месячного ребенка в помещение вокзала.
Удивляемся двойным фамилиям. Для «новичков», изучающих родословную, необычным кажется наличие уличной и официальной фамилии. Однако ничего необычного здесь нет. Приведем пример такого случая. В метрической книге Николаевской церкви с. Старое Устье Моршанского уезда в январе 1904 г. записан жених Егор Харитонович Хрущев (он же Насекин), а также Федор Григорьевич Каныгин (он же Чичканов) и т.д. По этой причине со временем происходила смена фамилий по решению суда или по рассмотрению местного отдела ЗАГС. В 1919 г. в органы записей актов гражданского состояния обратился Василий Федорович Дочкин, просивший сменить фамилию на «Тараскин».
Фамилии представляют отдельную тему для размышлений. Такие, как Кощеев, Матанин, Скалозубов, Сатонин, Лизунов, но и, конечно, Самодуров, Полоумов, Дураков. Не исключаем и такие, как Синеглазкин, Синеоков, Косоручкин, Кривоножкин и многие другие интересные фамилии, связанные с особенностями их носителей.
В процессе поиска открываются новые факты. Увлеченные исследователи выявляют не только сведения о рождении и браке, но и возраст, дату и причину смерти своих «неизвестных» предков. Довольно часто в документах указывали жизненную причину смерти младенца - «мать приспала», для более взрослого населения – «состарился», «умер от ветхости», но и совсем необычная формулировка -«неизвестный человек, проходящий реку Ворону, утоп».
Большая часть примеров о сельских жителях и крестьянском сословии. Сложнее с поиском сведений о горожанах. Вспоминаем «мертвые души» Гоголя. Подать платило все мужское население. Пожалуй, один из популярных источников – ревизские сказки, которые наши исследовали ошибочно называют «ревизионными». В архиве хранятся семь последних ревизий, заканчиваясь 1858 г. Это перепись податного населения, составленная по сословиям – однодворцы, крестьяне государственные и экономические, крепостные крестьяне и дворовые люди, мещане, купцы, духовенство.
Крестьяне стремились повысить свой социальный статус, приписавшись к городскому сословию мещан и купцов. Но возникает определенная проблема с поиском представителей городских сословий. Например, причисляясь к мещанскому обществу, проживать семья могла в любом другом населенном пункте. В 1883 г. причислена к мещанам г. Моршанска жительница Польно-Конобеевской волости Шацкого уезда Анна Ивановна Попова, а также крестьянин с. Варежа Муромского уезда Владимирской губернии Андрей Федорович Беляков. Любопытно, что запись о смерти моршанского мещанина Жмаева Василия Логиновича сделана в метрической книге церкви г. Моршанска 23 июля 1909 г., а также, с разницей в два дня (25 июля 1909 г.) в церкви с. Вторые Левые Ламки. Записи о рождении детей производились в церкви с. Вторые Левые Ламки, вероятно, там семья и проживала. И этот факт не единичный случай. В метрических книгах Архангельской церкви с. Устье Козловского уезда имеются сведения о рождении в мае 1906 г. сына Ивана в семье липецкого мещанина Ивана Евдокимовича Тимофеева, а также отметка о повторной выдаче свидетельства в 1933 г. Можно предположить, что и в дальнейшем он проживал в с. Устье, поскольку смог взять копию записи о рождении. В 1930-е годы не было электронных баз и картотек, нужно было точно знать, где человек родился. В наше время интернета и электронных носителей просто получить сведения в органах ЗАГС. Несколько лет назад была создана общероссийская база данных, включающая сведения о рождении, браке, разводах и смерти начиная с 1926 г. Однако в архив часто обращаются с просьбой найти сведения о родственниках по предоставлению лишь собственных паспортных данных.
На смену церковным метрическим книгам в 1918 г. приходят органы записей актов гражданского состояния. В сельской местности органы ЗАГС создавались при волостных исполнительных комитетах. После 1917 г. появилось определение «гражданин», но сами граждане не воспринимали органы ЗАГС как необходимость для регистрации актов гражданского состояния. Так, в документах ЗАГС г. Козлова только в 1924 г. вклеено заявление родителей о рождении сына Виктора в 1919 г. с формулировкой - «происхождение от нас: отец Петр Иванович Пашков, мать Елизавета Владимировна Пашкова».
Архивисты открывают новые источники для изучения родословной. Например, сегодня активно используются списки избирателей Тамбовской губернии во Всероссийское Учредительное собрание 1917 г. Правом голоса в 1917 г. обладали мужчины и женщины, достигшие 20 - летнего возраста. По спискам можно удостовериться в том, что семья действительно проживала в данном населенном пункте, узнать возраст и состав семьи. Переписи населения, фонды межевого отделения, городских и мещанских управ, земских управ, Тамбовского губернского по крестьянским делам присутствия могут стать дополнительным источником для сбора информации.
Кругозор и знание архивных фондов расширяется. Исследователи уже не ограничиваются метрическими книгами и ревизскими сказками, дополняя историю семьи историей села и церкви.
Не стоит забывать и про существование понимания «словесной памяти», когда кроме имен и фамилий, известно что-то еще о человеке, как он жил, чем занимался, его родственные связи. Например, возрос интерес не только к истории семьи, но и к семейным имениям и усадьбам, т.н. родовому гнезду. Конечно, сложно проследить подобную информацию по документам, однако существует множество архивных фондов, которые часто используются для изучения истории дома, определения его владельцев.
В городе вопросом строительства и переустройства существующих зданий занималась городская управа. Владельцы усадеб направляли на утверждение заявление и план на строительство или ремонт строений. Один из самых известных источников – окладные книги, по которым можно проследить владельца и оценочную стоимость домовладения. Сложности, как правило, возникают с сельскими домами.
Конечно, веселыми и добрыми кажутся истории об учениках. И, если повезет, можно найти фотографию гимназиста или семинариста. Одна из моих любимых историй про братьев, детей священника, обучающихся в гимназии. Как и все дети, они шутили, кидали бумагу, скрипели стульями, баловались на службе в церкви. А главное, зная особенность учителя становиться спиной к стене, мазали стену мелом. А вот мальчики семинаристы собирались в общежитии, курили и распивали спиртное.
Сегодня часто спрашивают личные карточки призывников в Первую мировую войну 1914-1918 гг. Но мало кто представляет, что учитывались преимущественно физические особенности призывников – глаза серые, волосы русые, зубы крепкие.
У каждого из нас есть свое прошлое и своя маленькая Родина, где мы родились и выросли. Воспоминания остаются в наших сердцах, возвращаясь к нам в определенные моменты жизни. Кто не мечтал на недельку вернуться в детство, в тот дом, где оно прошло, да и просто пройтись по улице, встретить своих знакомых.
Мое детство прошло в с. Чернитово, на улицах с амбарами, построенными перед домами на протяжении улицы, где в семьях называли сестер «Дуня Большая» и «Дуня Меньшая», что было непонятно для ребенка. Только спустя многие годы станет ясен смысл подобных обращений, а дальнейшая профессиональная деятельность будет связана с архивными документами и поисками чьих-то семейных историй и тайн. Пусть у каждого будет своя Родина и желание знать историю своей семьи.
Материал подготовила главный архивист Н. Б. Рубан