ПОСВЯЩАЕТСЯ ГОДУ СЕМЬИ, ДНЮ СЕМЬИ, ЛЮБВИ И ВЕРНОСТИ
Крестьянская семья и школа
Изучение крестьянской родословной – дело очень трудоёмкое и длительное. Историю крестьянской семьи можно восстановить по метрическим книгам, ревизским сказкам, другим документам. Всё это требует кропотливых архивных изысканий. К сожалению, бытовые черты мало отражены в архивных документах, но и здесь мы можем найти любопытные свидетельства из бытовой истории.
Вся жизнь крестьянской семьи была связана со своим хозяйством, с полевыми работами, в которых были заняты практически все её члены. Однако развитие хозяйства неизбежно вызывает необходимость получения хотя бы элементарного образования. В Тамбове первое народное училище было открыто при непосредственном участии Г.Р. Державина. В дальнейшем в губернии открывались различные учебные заведения, в том числе и в сёлах государственных крестьян, в 1860-е гг. таких начальных училищ насчитывалось 170, и в них училось около шести тысяч мальчиков и девочек. Однако качество преподавания оставляло желать лучшего. Дети ходили в школу нерегулярно, вынужденные участвовать в сельскохозяйственных работах, помогать по дому. Сама учёба продолжалась не более шести месяцев.
Во второй половине XIX века образование, даже начальное, становится необходимым. В 1880 г. грамотных в губернии насчитывалось около 9 %. Крестьянин, умеющий читать, писать и считать, безусловно, выделялся среди односельчан. Поэтому многие крестьяне понимали необходимость образования и отдавали своих детей в школу.
Среди архивных материалов Иоанно-Богословской церковно-учительской школы, находившейся в с. Новоалександровка Козловского уезда (сейчас – село Новиково Староюрьевского района) сохранились сочинения учеников, которые готовились по окончании школы стать учителями церковно-приходских школ. Была задана тема «Как я думаю проводить каникулы». Поскольку в этой школе учились юноши 16-18 лет, мысли об отдыхе у них были как, наверное, и у современных парней: ходить на рыбалку, на охоту, плавать в реке, ну, и между делом кое-что почитать. А так как были они из крестьянских в основном семей, то немаловажное значение имело для них и участие в сельскохозяйственных работах.
Иван Фирсов, ученик 6-го отделения, написал сочинение в виде письма другу, так говоря об отдыхе: «Для меня кажется, что это прекрасное время нельзя проводить в ничегонеделании, потому что, с одной стороны, скучно, а с другой стороны, ничего не делать – значит приносить вред для себя, а именно, что тебя будет обуревать лень… Мне хотелось бы помогать отцу косить, прибирать и возить как сено, так и хлеб… хочу быть помощником отцу в это трудное для него время». А Евстигней Попов, строя планы на каникулы, написал: «Дома меня встретит мать и две сестры, которые несказанно будут обрадованы мною и моим переходом в следующий класс. Тут-то, в кругу любящих меня родных, я могу вполне отдохнуть от долгих трудов на школьной скамье и насладиться чарующей природой. До сенокоса я буду ходить по утрам на рыбную ловлю, а по вечерам на охоту. Как только наступит сенокос, я с родными отправлюсь в лес косить сено. Как там будет хорошо и весело! По холодкам я буду косить сено, а во время жары буду ходить с товарищами за ягодами или на рыбную ловлю. Ночью же я буду гулять по лесу или буду слушать легенды от мужиков, которые мне очень нравятся. В июле же я отправлюсь в школу, где буду заниматься с товарищем пчеловодством, а в свободное время я займусь специально чтением книг». Конечно, такие сочинения кажутся нам сейчас наивными, но эти строки были написаны подростками, поставившими целью получить образование, чтобы учить дальше новые поколения сельских ребятишек.
По окончании учебного заведения выпускник любого учебного заведения, даже начального, получал очень красиво оформленное свидетельство или аттестат, а также мог получить за особые успехи и похвальный лист. Уже один внешний вид этих документов вызывал уважение. Перед нами «Похвальный лист», выданный 4 июня 1906 года Козловским отделением Тамбовского епархиального училищного совета ученику одноклассной церковной школы, что при Иоанно-Богословской церковно-учительской школе, Никите Зайцеву, в награду за примерное поведение и отличные успехи в учении. На большом листе (45х35) текст окаймлён лавровым венком, перевитым лентами с поучительными надписями – изречениями из Библии: «Да веселится отец и мати о тебе», «Делом и словом чти отца твоего и матерь», «Чадо, заступи в старости отца твоего и не оскорби его в животе его». Такой документ можно было поместить в рамку и повесить на стену у себя дома как знак образованности и предмет гордости семьи.
Прошло время, давно стали архивными документами или музейными экспонатами свидетельства прошлой жизни, но люди, с ними связанные, живы в человеческой памяти. И судьбы этих людей стали частью чьей-то родословной и в то же время частичкой истории нашего края.
Т.А. Кротова