СЕМЬЯ: ВЗГЛЯД В ПРОШЛОЕ (23 декабря – День семейных корней)
Безбрежное полотно, на котором пишется история страны, складывается из множества картинок – сюжетов, повествующих о жизни её обитателей. Каждый из сюжетов уникален, интересен, но во всех есть одна общая нить – история семьи. И чем более развито общество, тем ценнее становится для него каждая его малая частичка. К осознанию необходимости беречь и изучать историю не только своей страны, но и своей семьи, приходит, наверное, большинство наших сограждан. Не случайно так велик ныне интерес к изучению своей родословной, и не случайно то, что многократно возрос поток обращений в архивы. Именно здесь по сохранившимся архивным документам можно воссоздать историю своего рода.
Но ни в коем случае нельзя заблуждаться (а это свойственно сейчас многим), что родословная всех жителей страны уже есть в архивах, и нужно только лишь подойти и снять с полки нужную папку, где всё уже написано. Нет, эта работа весьма и весьма кропотливая, сложная, требующая подчас долгих не только месяцев, но и лет, когда, по крупицам собирая информацию в архивных делах, маленькими шажками исследователь углубляется в прошлое, совершая пусть небольшие, но открытия. И исследование нужно начинать с документов, хранящихся в областном архиве, в первую очередь, с метрических книг и ревизских сказок.
Все главные этапы истории семьи, начиная от рождения и кончая смертью её членов, фиксировались в церковной метрической книге. Обязательное ведение метрических книг в России было установлено в 1722 г. Последний вариант формы этих книг, введенный в 1838 г., состоял из трёх частей: о родившихся, о бракосочетавшихся, об умерших.
Крещение – первое христианское таинство принятия в православное сообщество. О совершении таинства крещения делалась запись в метрической книге, с указанием номера записи (раздельно для мужчин и женщин), дат рождения и крещения, имени, которое давалось младенцу (иногда с указанием дня святого), данных о его родителях: место жительства, сословие, род деятельности, фамилия, имя, отчество, с указанием на законность брака и вероисповедание; место жительства, социальная принадлежность восприемников – крёстных, их фамилии, имена, отчества. Восприемники – свидетели и поручители за веру крестника – играли важную роль в обряде крещения и в дальнейшей жизни ребенка. Они обязаны были наставлять его в правилах христианской морали и жизни.
Метрическая книга велась в двух экземплярах – один оставался в церкви, а второй отправлялся в Тамбовскую духовную консисторию. В дальнейшем, если требовалось, каждый человек мог получить метрическое свидетельство – выписку из метрической книги.
В истории каждой семьи важнейшим событием являлось заключение брака. Обряд венчания также регистрировался в метрической книге, с указанием места жительства, социального статуса, возраста жениха и невесты, первичности или вторичности брака, а также сведений о поручителях – свидетелях. Благодаря этому мы можем проследить родство по женской линии – узнав девичью фамилию невесты. Вот, к примеру, одна из таких записей в метрической книге Христорождественской церкви с. Глазка Козловского уезда о бракосочетании за № 19 от 2 октября 1866 г.: жених – села Глазка коренной житель, государственный крестьянин Иван Стефанов Поздняков, 18 лет, православного вероисповедания, первым браком; невеста – того же села государственная крестьянка Евдокия Емельянова Щекочихина, 18 лет, православного вероисповедания, первым браком. Поручители: села Глазка государственные крестьяне, по женихе: Наум и Антон Никитины Поздняковы; по невесте: Егор Емельянов и Михаил Димитриев Щекочихины[1].
Третья часть метрической книги включала записи об умерших жителях церковного прихода. В эту запись вносились даты смерти и погребения, имена, отчества, фамилии, сведения о социальном статусе, возрасте и причине смерти.
При Петре I всё население было разделено на податное и неподатное. Переписи населения, подлежащего подушному обложению и воинской повинности, назывались в XVIII-XIX вв. ревизиями. С 1718 по 1858 гг. было проведено 10 ревизий. Ревизский учёт был основной формой учёта податного и значительной части неподатного населения. К податным сословиям принадлежали все сельские обыватели и до 1863 г. мещане, цеховые и рабочие. Документ, на основании которого производилось взимание подушной подати, назывался ревизской сказкой. В ней содержались сведения о лицах, составляющих семью. Ревизские сказки составлялись отдельно на купцов, мещан, крестьян, священнослужителей; при этом на крестьян – по принадлежности к помещику, на купцов – по месту объявления капитала.
Ревизские сказки позволяют установить сословную принадлежность интересующего нас лица, возраст, фамилию, имя, отчество, места рождения и постоянного жительства, наличие детей, других родственников, для крепостных крестьян – фамилию владельца.
С третьей ревизии вводится единая печатная форма ревизской сказки, просуществовавшая практически без изменений до последней ревизии. Она включала сведения обо всех лицах мужского и женского пола. Сведения о женской части семьи были выделены и составили правую часть сказки. Вот как выглядела запись в ревизской сказке с. Уварово Борисоглебского уезда за 1834 г. об однодворцах:
№ 3. Дмитрий Никитин Евдокимов, по последней ревизии (1816 г.) 58 лет, умер в 1830 г. От первой жены его сын Максим, по последней ревизии 36 лет, умер в 1820 г., сын Максима Дмитриева Фёдор, 36 лет, сыновья Фёдора Максимова Казма, 16 лет, и Меркул, 8 лет; жена Максима Дмитриева Варвара, 53 лет, и его дочь Настасья, 20 лет; жена Фёдора Максимова Матрёна, 42 лет, и его дочери Пелагея, 13 лет и Екатерина, 8 лет[2].
Как видим, семья была традиционно большая – четырнадцать человек. Такой семье выжить, обеспечить себя пропитанием было легче. Но, конечно, и проследить судьбу каждого из её членов теперь весьма сложно.
Объём и количество сведений в сказках менялись, но основа оставалась неизменной – это демографическое описание семьи. Благодаря этим сведениям можно представить состав, структуру, положение, связи семьи, перемещения её членов – например, переселение, службу в армии.
Безусловно, архивные документы не могут рассказать нам всю, вплоть до мелочей, историю каждой семьи. Бытовые моменты, характеры остаются лишь в изустных преданиях, да в фотографиях из семейного альбома. И чем мудрее становится человек, тем дороже для него всё, что связано с его ближайшим кругом, и тем бережнее он сохраняет и воспоминания, и письменные свидетельства, связанные с его семьёй и её историей.
Заведующий отделом использования
и публикации документов, к.и.н.
Татьяна Анатольевна Кротова
Примечания