ГДЕ НАЙТИ МИТРОДОРУ И ЕВЛАМПИЯ?

Любой человек когда-либо задумывался о происхождении своей семьи. Сколько поколений своих предков нам известно? Как правило, не более трёх. Поскольку каждая семья уникальна, ценность воспоминаний очевидна и важна. Воспоминания дают много сведений, которых часто нет в официальных документах: традиции, привычки, характер. Возможно, известны какие-то яркие случаи из жизни родителей, дедушек, бабушек и других родственников, сохранились фотоальбомы. Но порой неизвестны даже имена. В данном случае искать информацию о более ранних предках можно по архивным документам.

Работу по сбору информации персонального характера необходимо начинать с уточнения принадлежности населённого пункта, с которым была связана жизнь интересующего вас лица, поскольку основным источником для составления родословной являются метрические книги. Велись метрические книги в церквях и фиксировали рождение, брак и смерть каждого прихожанина конкретной церкви определённого села. Поэтому для осуществления поиска необходимо знать фамилию, имя, отчество, место рождения и бракосочетания любого члена своей семьи.

Как правило, при крещении ребёнка в метрическую книгу записывалось имя, дата рождения и крещения, номер записи, указывались родители и восприемники, т.е. крёстные отец и мать ребенка. Часто восприемники являлись близкими родственниками семьи, старшими из братьев или сестёр. В записи о рождении ребёнка большое значение имела дата крещения, иногда в графах о рождении и крещении мы видим одно число.

Нередки случаи, когда официально принятая дата рождения известного человека не совпадает с записью в метрической книге. Известный художник Александр Михайлович Герасимов по метрическим книгам Соборной Покровской церкви г. Козлова родился и был крещён 1 августа (20 июля по старому стилю) 1881 г., тогда как официальная дата его рождения отличается на один день – 31 июля (19 по старому стилю) 1881 г.

Священнослужителями указывался номер каждой записи, однако встречаются отклонения от правил. В метрических книгах Христорождественской церкви с. Подгорное Козловского уезда за 1859 г. указан один и тот же номер актовой записи крещённым в один день младенцам.

Служители церкви не только фиксировали рождение или крещение ребёнка, но и описывали саму ситуацию. Например, в записи о рождении Вассы в августе 1903 г. священник Благовещенской церкви с. Новотомниково Шацкого уезда сделал следующую запись в графе «родители»: «Крестьянка Шацкого уезда села Берёзова Ирина Захарова, случайно проходившая через село Новотомниково, разрешилась от бремени».

Из записи о браке можно узнать возраст жениха и невесты, добрачную фамилию невесты, что важно для получения новых сведений о своих предках. Крестьяне редко меняли место жительства, они являлись прихожанами одной церкви, ходили на исповедь, которая фиксировалась ещё в одном источнике – исповедных ведомостях. Священник, зная каждую семью, мог при венчании не указать имя жениха, обращая внимание на родство, как в записи метрической книги Троицкой церкви о заключении брака: «Села Большой Липовицы умершего государственного крестьянина Филиппа Ерохина сын, православного исповедания, первым браком, 24 года».

Крестьяне чаще всего получали фамилии по отчеству своих предков – Иванов, Самсонов или фамилии своих владельцев – Демидовы, Рахманиновы, имели двойную фамилию. В метрических книгах так и писалось «Архип Семенов Васильев (он же Шелепин)», «Иван Фёдоров Самсонов (он же Демидов)».

Можно упомянуть множество интересных особенностей, таких, например, как нарекание именами, характерными для конкретного прихода.

Не стоит удивляться, что священник отдавал предпочтение определённым именам – совсем простым и наоборот. Есть приходы, где не часто называли таким распространённым именем, как Иван, достаточно редко встречается имя Аркадий. Удивительно, но имя Зина – мужское, встречаются редкие женские имена – Минодора, Митродора, Синклитикия. По именам можно определить достоверность имеющейся информации о месте рождения предков.

Порой открываются совершенно новые и неожиданные факты. Документы хранят чьи-то семейные тайны, забытые и неизвестные. В метрической книге Архангельской церкви с. Большой Ломовис Моршанского уезда за 1907 г. сохранилось вместе с записью о рождении и крещении младенца Андрея судебное решение народного суда Пичаевского района от 15 июня 1953 г. о сохранении Андрею Ивановичу Гусляеву имени Алексей, с которым он прожил всю свою жизнь – получил паспорт и воинский билет. Практически через полвека при смене паспорта в 1953 г. выявляется другое имя, которое дал священник при крещении.

После просмотра метрических книг обращаемся к более ранним документам – ревизским сказкам – материалам переписи податного населения. Всего в России было проведено 10 ревизий с 1718 по 1858 гг. На основании данного документа взималась подушная подать, поэтому в документе содержались все сведения о членах семьи. Ревизские сказки составлялись отдельно по деревням, сёлам, городам на крестьян, купцов, мещан, священнослужителей, что позволяет установить сословную принадлежность. Мещане и купцы являлись основными плательщиками налогов и податей, принадлежали к городскому сословию, однако, проживать могли в сельской местности, а порой переводились обратно в крестьянское сословие. К примеру, в Книге для записи сбора повинностей с мещан г. Моршанска за 1899 г. отмечено, что Степан Павлович Гиляровский проживает в д. Нарядной, в документе за 1906 г. имеются сведения о его детях: сын Яков Степанович причислен к крестьянам с. Пабы, Иван Степанович проживает в с. Гагарино, столяр, имеет свой дом.

Первые переписи не всегда проводились с указанием всех членов семьи мужского и женского пола, поздние ревизии дают представление о полном составе семьи с указанием детей от разных браков, если они имелись, также записывались приёмные дети «приёмыш» или «приёмуш», «пасынок» и другие родственные связи, как, например, «у Емельяна в доме зять». Не стоит удивляться наличию детей с одинаковыми именами в одной семье. Так в крестьянской семье с. Александровка (Измайловка) Кирсановского уезда из четырёх сыновей Акима Гаврилова на момент переписи 1850 г. трое сыновей имели имя Василий, отличаясь по возрасту – 8, 3 и 1 год. Можно встретить такую запись как «большой» – «меньшой», «первый» – «второй». Реже подобные записи встречаются в метрических книгах: при крещении в 1903 г. младенца в церкви с. Рыбий Яр указан отец – Иван Григорьев Гревцов, а в восприемниках – Иван Григорьев Гревцов 2-й. В ревизских сказках указывались члены семьи, умершие после переписи, пока при следующей переписи не будут внесены в ревизскую сказку необходимые изменения. Об этих «мертвых душах» писал Н.В. Гоголь. Так, в ревизских сказках за 1858 г. д. Хмелёвка Кирсановского уезда в числе дворовых людей помещика коллежского секретаря П.И. Погульского указан Сергей Иванов, умерший в 1851 г., по предыдущей переписи ему было 46 лет, то есть фактически он считался живым до 1858 года, и за него надо было платить подати.

Если имеется информация о предках, принадлежавших к мещанам, купцам или к дворянскому сословию, поиск по документам расширится. Подобные сведения можно найти в делах о дворянстве, посемейных списках мещан, окладных книгах, книгах для записи сбора повинностей – об этом мы говорили выше. Для поиска сведений о предках-священнослужителях необходимо знать название села и приход, основной источник – клировые ведомости, в них имеется полная информация о причте конкретной церкви: возраст, образование, семья, продвижение по службе, награды. Также сохранились аттестаты учеников духовных училищ и студентов семинарии, наряды с отзывами о характере и поведении учеников. И, если повезёт, в подобных документах, возможно, найдутся упоминания о предках, такие как сведения об учащемся Тамбовского Серафимовского духовного училища Фиолетове Сергее, способном и милом мальчике, сочинившем рассказ про крыс, после чего ученики в училище ничего не ели. С дополнением к истории: «для школы вполне благонадёжен».

Учитывая всё вышесказанное, опровергнем очень распространённое заблуждение, что ничего нельзя найти в архиве о предках, тем более о предках – крестьянах. Человек не может исчезнуть бесследно и всю жизнь стоит на учёте: записывают его крещение, брак, его посещение исповеди (и даже отсутствие на исповеди), записывают его недоимки, забирают в рекруты, фиксируют уход из жизни. Он указывается в документах то как свидетель, то как восприемник при крещении детей, вместе с семьёй записывается во время переписи. Поиск подобных сведений – длительная и кропотливая работа. В целом генеалогическое исследование может занять от нескольких месяцев до нескольких лет. Однако знание истории своей семьи сегодня стало непременным атрибутом культурного человека.

Рубан Наталья Борисовна,
ведущий архивист ГАТО